Cамая полная Афиша событий современного искусства Челябинска
0 актуальных событий

В Челябинске, в зале искусств ЮУрГУ в мае открылась выставка «Экология & Искусство»

В Челябинске, в зале искусств ЮУрГУ (Южно-Уральском государственном университете) в мае открылась выставка живописи, фотографии и графики «Экология & Искусство». Это уже 2-я по счету, ставшая ежегодной выставка. Выставка развивает тему, начатую в стенах университета выставкой 2018 г. В экспозиции представлены 61 произведение 19 авторов. Ведущие авторы – челябинские художники, графики и фотографы из Челябинска. Кураторами выставки выступают искусствовед А.В. Разуев и фотохудожник С.Ф. Коляскин.

Выставка демонстрирует произведения, отражающие взгляды авторов и кураторов на экологическую ситуацию, в которой оказался современный человек.

29 июня, субботу, состоялось мероприятие «Лицом к лицу», на котором произошла очередная (было уже несколько встреч с другими художниками) встреча зрителей с несколькими из авторов художников, участников выставки: Альберт Аминов, Ольга Антипина, Олег Семёновых.

Состоялся диалог о современном искусстве, экологии и творчестве художников, их авторских взглядах, о работах в рамках выставки и их интерпретации. Модератор дискуссии, куратор выставки — Анатолий Разуев.

Ольга Антипина:
«Я художница с академическим бэкграундом живописца, поэтому для выставки я прибегла к нарочитой эмоциональности, табуированной теме смерти, смерти природы, использовав серию классических природных уральских пейзажей, но особым образом.»

Олег Семёновых:
«Глядя на работы Ольги Антипиной, могу сказать, что их формат вышел за пределы картин, фактически произошло их превращение в объекты и это перекликается с тенденциями поисками нового визуального языка живописцев, которые пытаются выйти за пределы холста. Что касается моих работ на выставке, например про «Уехать или остаться?» это конечно проблема выбора, в которой участвуют и эмоции и логика, которым очень сложно договориться. В ней и про проблему нашего города и о проблеме эмиграции в целом. Сама фраза впервые была использована мной в 2015 году как заголовок онлайн статьи в моём блоге, которая стала резонансной и была перепечатана несколькими деловыми бумажными СМИ Челябинска. Статья – о текущем моменте, о «точке невозврата» для жителей, о резком падении спроса на недвижимость и о будущей экологической катастрофе в связи с ожидаемым запуском Томинского ГОК-а в опасной близости к Челябинску.»

Текст куратора А. Разуева о работах:

В сюжетах картин живописца-участника нашей выставки О.А. Антипиной экологическая тематика отсутствует. Автор решает задачу выразить свою боль за ухудшение экологической обстановки погружая свои академически исполненные пейзажи окрестностей г. Миньяра в атмосферу мемориала. Художница исполнила для картин некое подобие рам в форме резных киотов и мемориальных досок с элементами декора русских ставень. Образ дополняют возложенные искусственные цветы. По словам художницы, «жесткий и броский контур синтетического материала сообщает нам об удручающей потере. … достигается контраст между пространством изображаемых пейзажей и формой их презентации. Нарочитая искусственность цветов и материала киотов намекает на противоестественность происходящего. Создаётся некая жутковатая реальность, в которой заметна уязвимость уральской природы». Автор «пытается передать состояние, когда ничего уже нельзя изменить, поправить» и это состояние отражает личностное восприятие реально изменяющегося природного окружения г. Миньяр, как типичного уральского города. Конечно, этот блок работ преувеличенно трагичен, реальная ситуация еще не столь страшна, однако предстоит сделать и изменить многое, чтобы художник не стал пророком.

Работы А.Б. Аминова и О. Семеновых почти невозможно отнести к традиционной живописи. Скорее к ним приложим термин «актуальное искусство». Однако именно их условный упрощенный язык, свобода от границ и правил выразительности позволяют формулировать ёмкие и впечатляющие высказывания. И именно они успешно воплощают экологическую проблематику и социальные проблемы, связанные с экологией. Язык произведений близок языку плаката, образы зачастую вызывающие, протестные, заостренно воздействующие на сознание зрителя. Но, в отличие от плаката, представленные картины лишены однозначного прочтения, не ставят единственную задачу передать информацию, облаченную в визуальное послание. В работе О. Семеновых «Welcome to Chelyabinsk!» оптимистичный желтый фон, на котором размещены жилой массив и промышленные предприятия, оборачивается цветом искусственной пустыни, цветом выжженной химикатами земли. Река, протекающая через город, также теряет свой естественный цвет, покрывается пятнами грязи. И довлеющая над городом пригласительная надпись несет в себе энергетику электрического разряда. Можно ли жить в таком городе? В следующей работе «Уехать или остаться?» автор по сути не оставляет зрителю выбора, «у-равнений» не получается, ни один расчет не ведет к верному результату. Нужно уезжать. Однако, как высказался один из участников встречи, жители Челябинска пока реально не стоят перед выбором. Город уже давно находится в критическом состоянии. И те, кто выбрал жизнь в нем, знали, на что шли. Томинский ГОК, по сути, явился лишь катализатором начавшейся критики, связанной с экологическим состоянием, а свой «вклад» в экологию города ГОК начнет вносить нескоро, но тогда, вероятно, предложенный выбор станет актуален и городу грозит запустение.